Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Поэтому одной из задач школы на переходный период слала организация постоянное взаимодействия педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по формированию универсальных учебных действий школьников и их оценке.
В начале учебного года педагоги школы разбились на четыре временных творческих коллектива в соответствии с видами УУД. В группах велась работа по изучению теоретических основ, функций УУД, методов и приемов их формирования в начальной и основной школе по выбранному виду УУД. На осенних каникулах прошел педагогический совет «Формирование УУД – требование ФГОС », на котором каждая группа представила результаты своей
работы. Участники педсовета высоко оценили работу коллег, ее практическую значимость. В результате в методической копилке каждого учителя появился набор приемов и методов формирования УУД, их диагностики.
Во второй четверти творческая методическая работа педагогов получила свое продолжение – от каждой группы был представлен мастер-класс.
Серию мастер – классов открыла учитель истории и обществознания Чижова Надежда Вагизовна, представлявшая группу по формированию познавательных УУД. Ею успешно был проведен мастер класс в технологии дебатов «Выборы царя». Надежда Вагизовна подготовила большое количество разнообразного дидактического материала, который помог участникам мастерской выработать и защитить свою позицию, одним словом вступить в дебаты.
.От группы по формированию познавательных УУД был представлен еще один мастер-класс учителя русского языка и литературы Саитовой Надежды Арсентьевны в технологии развития критического мышления по рассказу нашего земляка В. Крупина «Молитва матери». Поэтическим началом занятия стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва »
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Работая в группах, педагоги примеряли на себя роли учеников, на практике применяя различные приемы по развитию критического мышления школьников. Результаты работы групп были представлены в различных вариантах: синквейна, ответов на «толстые» и «тонкие» вопросы, в виде схемы- фишбоун. Рефлексия проведена по продуктивной методике «Шесть шляп».
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Один из вариантов их формирования представила на своем мастер-классе «Составление
интеллект карты
как способ формирования регулятивных УУД» учитель начальных классов Сагдакова Валентина Филипповна. она познакомила педагогов с преимуществами интеллект- карт, правилами их составления, структурой, привела примеры интеллект-карт по различным предметам. Далее группы самостоятельно занимались разработкой интеллект- карт и презентовали их участникам мастер-класса.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вст.упать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Группу по формированию коммуникативных УУД представили два педагога – учитель начальных классов Козьминых Нина Владимировна и учитель технологии Шубина Елена Анатольевна. Они провели урок-проект по технологии, девизом которого послужило высказывание:
«Проект многогранен,
проект эффективен,
проект перспективен,
проект неисчерпаем…»
На занятии учителя с увлечением выполняли творческое задание на тему «Символ года», отрабатывая при этом все этапы урока – проекта. Результатом работы групп стали открытки, аппликации в различных техниках исполнения.
Рефлексивный прием «Паучок» показал слаженность работы всех групп.
Ценностный подход, заложенный в основу ФГОС второго поколения, выводит сегодня на первое место воспитательный аспект образовательной деятельности. Одним из важнейших требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Вопросы формирования личностных УУД были рассмотрены на мастер-классе учителя химии и биологии Щеклеиной Натальи Георгиевны по теме «Мама -главное слово на свете…» в технологии «Мастерских ценностных ориентаций». В соответствии с технологией участники мастерской «прожили» все её этапы на высоком эмоциональном уровне. Особенно сильные чувства вызвали этапы социализации и социоконструкции, на которых педагоги читали стихи, посвященные матери, писали письма, обращенные к маме.
Серия мастер-классов стала ярким и незабываемым событием в методической работе педагогического коллектива в 2015 году.
Администрация школы выражает благодарность всем педагогам и высоко оценивает их творческий потенциал.
|