» Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования
МОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области
Краткий отчет о работе опытно-экспериментальной площадки по теме: « Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования » Цель эксперимента: разработать и апробировать модель деятельности учителя по обучению и воспитанию школьников на основе личностно-ориентированного подхода в образовании. подведены пока предварительные итоги экспериментальной работы. Экспериментальная работа включала в себя теоретические семинары, в работе которых принимали участие все педагоги школы, в практической части на разных этапах в той или иной степени участвовали так же большинство учителей. Опыт наиболее активных учителей представлен на этом семинаре. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: Тема первого этапа «Моделирование урока в технологии личностно-ориентированного образования как средство повышения его качества». В рамках первого этапа педагоги обучались: 1) Отбору учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта; 2) Составлению теста достижений, проведению диагностик по выявлению уровня обучаемости, и мотивации к учению. 3) Организации эффективного усвоения учебного материала через : - постановку конкретных целей на основе мотивации; - создание условий для усвоения учебного материала через все виды восприятия; - установку на усвоение главного; - организацию самостоятельной мыслительной деятельности учеников, как эффективного средства развития ребенка. В практической работе первого этапа приняли участие все педагоги школы, проводились открытые уроки в рамках МО, школы, районные методические семинары по отдельным предметам. Тема второго этапа: «Проектирование и реализация педагогами индивидуальных образовательных программ (обучения и воспитания учащихся) как средство повышения качества их образования». Образовательную программу мы понимаем как дидактическую модель учебного курса, где определено содержание материала и способы организации деятельности. Программа выполняет три функции: 1) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета (знания, умения навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений); 2) Определяет ход и особенности образовательного процесса (темы, последовательности их изучения, сетка часов, основные методы и формы работы); 3) служит внутришкольным нормативным документом.
Образовательная программа состоит из следующих частей: - пояснительная записка, - собственно учебная программа, которая помимо основных знаний, умений навыков, включает в себя комплекс вспомогательных знаний и умений развивающего и воспитательного характера. - требования к умениям и навыкам.
В реализации практической части второго этапа тоже приняли участие все педагоги школы, в итоге кто- то разработал образовательные программы, а кто-то расширенные тематические планирования, в котором к уроку прописаны основные ЗУН, требования стандарта и т.д. Таких тематических планирований пока большинство. Учителя высокой квалификации разработали образовательные программы по предмету, две из них прошли экспертизу в ИУУ, программа по русскому языку Саитовой Н. А. опубликована на в журнале «Методист». Тема третьего этапа: Обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам и маршрутам как средство повышения качества их образования. Индивидуальное образование – это система деятельности ученика по изучению какого-либо предмета на основе его образовательных потребностей. Учет индивидуальности школьника необходим для того, чтобы все ученики оказались в равных образовательных условиях. Индивидуальный подход в обучении предполагает умение учителя видеть природные, психофизиологические особенности школьника и строить обучение с учетом этих особенностей. Индивидуализации обучения служит образовательная программа ученика. К практической реализации этой части работы пока приступила часть коллектива. Организация индивидуальной познавательной деятельности предполагает знание школьников об учебной программе: - о ее строении, о требованиях, предъявляемых государственными образовательными стандартами, знания о возможностях выбора. Для того, чтобы ученик осознанно управлял своим учением, ему необходимы следующие умения: - выявлять проблему или затруднение; - ориентироваться в учебной информации; - уметь характеризовать свои ЗУН, - прогнозировать будущую деятельность; - сравнивать свое нынешнее состояние с тем, какое необходимо для решения задач, т.е. самому определять зону своего ближайшего развития; - составлять программу действий в соответствии с целями; - умение концентрировать свою волю для решения этих проблем. Деятельность учителя по включению ученика в процесс активного учения предполагает: - количественные показатели – школьники должны знать что, в какие сроки они должны изучить; качественные показатели: они должны знать- каким требованиям должен соответствовать хороший, отличный ответ. Работа по индивидуальным программам ведется второй год, но опыт этого года еще не обобщен, поэтому в основном речь пойдет о деятельности в этом направлении в прошлом году. На теоретическом семинаре О.Г. познакомила со структурой образовательной программы ученика: 1) Название учебного предмета 2) Тема программы, сроки, на которые она рассчитана; 3) Цели программы, сформулированные учеником. К целям предъявляется обще требование – они должны быть четкими, конкретным, проверяемыми – наша задача научить этому школьников. 4) Содержание, которое является предметом изучения. 5) Формы контроля . Это мониторинг реализации программы, который обязательно должен включать контроль за усвоением стандарта. Кроме традиционных форм, могут использоваться завуалированные формы контроля: выступление в классе, на практической, на лабораторной работе, ученик может выступать в роли консультанта, проверять тестовые работу других учеников. , самостоятельно составить тест и.т.д. На следующем этапе педагоги, которые решили апробировать эту форму провели с учениками разъяснительную работу. Расчет велся на учеников, имеющих сильную мотивацию к учению, так как первоначально мы видели цель этой работы в только углублении, расширении знаний, более быстром изучении курса, чтобы оставшееся время было потрачено опять же на углубление или расширение знаний. (Слова «расширение», «углубление» учениками не использовались – это надо понимать учителю). Так оно и вышло – отозвались 10-11 человек с 3 по 11 класс. В ходе индивидуальных бесед выявлялись цели учеников, которые они формулировали самостоятельно, они определили временной промежуток ( он был от 1 месяца до полугода). В зависимости от целей составлялась учеником содержание программы на основе учебных программ и образовательных стандартов. Но надо сказать, что такая работа требует помощи учителя, так как например в индивидуальной программе по немецкому языку заложены требования в поступающим на факультет иностранного языка в ВГГУ, которые ученик самостоятельно учесть не может. Формы контроля, требования к ответам, тестам так же обговаривались заранее. В ходе работы с продвинутыми учениками, выяснилось, что у других тоже есть желание поработать по индивидуальной программе, но не с целью углубления изучаемого в этом году, а в прошлые годы материала. В 11 классе в связи с подготовкой к ЕГЭ по математике ученики разработали программу коррекции знаний по алгебре. По математике были программы по теме «Обыкновенные дроби», «Проценты» расширение состояло в привлечении учебной информации за страницами школьного учебника. В основном процесс освоения программ проходил на уроках , но общее – это самостоятельная работа учеников, учитель при изучении материала выполняет роль консультанта. Такая форма работы оказалась не под силу некоторым ученикам – два отказались, объясняя тем, что работать с классом интереснее – это подростки 6-7 класс. Ученики 3 класса успешно справились с программами, но тоже были трудности – постоянно отвлекались на работу, которая проходила в это время в классе. Наиболее успешно справились ученики 8-11 классов, это те дети, у которых уже начала формироваться индивидуальность. При работе над программой ученики, как правило, находятся в классе, хотя О.Г. рекомендовала для них отвести отдельную комнату, таких возможностей в школе нет. Такая форма организации познавательной деятельности достаточно трудоемка для педагога, особенно в начале. В связи с этим возникает вопрос об оплате труда – отдельно не оплачивается, но, как правило, учитель ведущий работу по ИОП ведет курсы по выбору, факультативы, предметные кружки.
|
Категория: Научно-методическая работа | Добавил: filippovo (20.02.2008)
|
Просмотров: 2023
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|