Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · Выход
Главная Новости Сведения Коллектив Документы Контакты
02:22, 26.04.2024
02:22, 26.04.2024
» Меню сайта

» Категории раздела
Научно-методическая работа [6]
Творческие работы школьников [9]
Сценарии [14]
Учебная работа [2]
Спортивная страница [2]
Ученики [1]

» Поиск

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Научно-методическая работа

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования
МОУ СОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

Краткий отчет о работе опытно-экспериментальной площадки по теме:
« Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования »
Цель эксперимента: разработать и апробировать модель деятельности учителя по обучению и воспитанию школьников на основе личностно-ориентированного подхода в образовании.
подведены пока предварительные итоги экспериментальной работы.
Экспериментальная работа включала в себя теоретические семинары, в работе которых принимали участие все педагоги школы, в практической части на разных этапах в той или иной степени участвовали так же большинство учителей. Опыт наиболее активных учителей представлен на этом семинаре.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:
Тема первого этапа «Моделирование урока в технологии личностно-ориентированного образования как средство повышения его качества».
В рамках первого этапа педагоги обучались:
1) Отбору учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта;
2) Составлению теста достижений, проведению диагностик по выявлению уровня обучаемости, и мотивации к учению.
3) Организации эффективного усвоения учебного материала через :
- постановку конкретных целей на основе мотивации;
- создание условий для усвоения учебного материала через все виды восприятия;
- установку на усвоение главного;
- организацию самостоятельной мыслительной деятельности учеников, как эффективного средства развития ребенка.
В практической работе первого этапа приняли участие все педагоги школы, проводились открытые уроки в рамках МО, школы, районные методические семинары по отдельным предметам.
Тема второго этапа: «Проектирование и реализация педагогами индивидуальных образовательных программ (обучения и воспитания учащихся) как средство повышения качества их образования».
Образовательную программу мы понимаем как дидактическую модель учебного курса, где определено содержание материала и способы организации деятельности. Программа выполняет три функции:
1) фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета (знания, умения навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений);
2) Определяет ход и особенности образовательного процесса (темы, последовательности их изучения, сетка часов, основные методы и формы работы);
3) служит внутришкольным нормативным документом.

Образовательная программа состоит из следующих частей:
- пояснительная записка,
- собственно учебная программа, которая помимо основных знаний, умений навыков, включает в себя комплекс вспомогательных знаний и умений развивающего и воспитательного характера.
- требования к умениям и навыкам.

В реализации практической части второго этапа тоже приняли участие все педагоги школы, в итоге кто- то разработал образовательные программы, а кто-то расширенные тематические планирования, в котором к уроку прописаны основные ЗУН, требования стандарта и т.д. Таких тематических планирований пока большинство.
Учителя высокой квалификации разработали образовательные программы по предмету, две из них прошли экспертизу в ИУУ, программа по русскому языку Саитовой Н. А. опубликована на в журнале «Методист».
Тема третьего этапа: Обучение учащихся по индивидуальным образовательным программам и маршрутам как средство повышения качества их образования.
Индивидуальное образование – это система деятельности ученика по изучению какого-либо предмета на основе его образовательных потребностей. Учет индивидуальности школьника необходим для того, чтобы все ученики оказались в равных образовательных условиях. Индивидуальный подход в обучении предполагает умение учителя видеть природные, психофизиологические особенности школьника и строить обучение с учетом этих особенностей.
Индивидуализации обучения служит образовательная программа ученика. К практической реализации этой части работы пока приступила часть коллектива.
Организация индивидуальной познавательной деятельности предполагает знание школьников об учебной программе: - о ее строении, о требованиях, предъявляемых государственными образовательными стандартами, знания о возможностях выбора.
Для того, чтобы ученик осознанно управлял своим учением, ему необходимы следующие умения:
- выявлять проблему или затруднение;
- ориентироваться в учебной информации;
- уметь характеризовать свои ЗУН,
- прогнозировать будущую деятельность;
- сравнивать свое нынешнее состояние с тем, какое необходимо для решения задач, т.е. самому определять зону своего ближайшего развития;
- составлять программу действий в соответствии с целями;
- умение концентрировать свою волю для решения этих проблем.
Деятельность учителя по включению ученика в процесс активного учения предполагает:
- количественные показатели – школьники должны знать что, в какие сроки они должны изучить;
качественные показатели: они должны знать- каким требованиям должен соответствовать хороший, отличный ответ.
Работа по индивидуальным программам ведется второй год, но опыт этого года еще не обобщен, поэтому в основном речь пойдет о деятельности в этом направлении в прошлом году.
На теоретическом семинаре О.Г. познакомила со структурой образовательной программы ученика:
1) Название учебного предмета
2) Тема программы, сроки, на которые она рассчитана;
3) Цели программы, сформулированные учеником. К целям предъявляется обще требование – они должны быть четкими, конкретным, проверяемыми – наша задача научить этому школьников.
4) Содержание, которое является предметом изучения.
5) Формы контроля . Это мониторинг реализации программы, который обязательно должен включать контроль за усвоением стандарта.
Кроме традиционных форм, могут использоваться завуалированные формы контроля: выступление в классе, на практической, на лабораторной работе, ученик может выступать в роли консультанта, проверять тестовые работу других учеников. , самостоятельно составить тест и.т.д.
На следующем этапе педагоги, которые решили апробировать эту форму провели с учениками разъяснительную работу. Расчет велся на учеников, имеющих сильную мотивацию к учению, так как первоначально мы видели цель этой работы в только углублении, расширении знаний, более быстром изучении курса, чтобы оставшееся время было потрачено опять же на углубление или расширение знаний. (Слова «расширение», «углубление» учениками не использовались – это надо понимать учителю). Так оно и вышло – отозвались 10-11 человек с 3 по 11 класс. В ходе индивидуальных бесед выявлялись цели учеников, которые они формулировали самостоятельно, они определили временной промежуток
( он был от 1 месяца до полугода). В зависимости от целей составлялась учеником содержание программы на основе учебных программ и образовательных стандартов. Но надо сказать, что такая работа требует помощи учителя, так как например в индивидуальной программе по немецкому языку заложены требования в поступающим на факультет иностранного языка в ВГГУ, которые ученик самостоятельно учесть не может. Формы контроля, требования к ответам, тестам так же обговаривались заранее.
В ходе работы с продвинутыми учениками, выяснилось, что у других тоже есть желание поработать по индивидуальной программе, но не с целью углубления изучаемого в этом году, а в прошлые годы материала. В 11 классе в связи с подготовкой к ЕГЭ по математике ученики разработали программу коррекции знаний по алгебре. По математике были программы по теме «Обыкновенные дроби», «Проценты» расширение состояло в привлечении учебной информации за страницами школьного учебника.
В основном процесс освоения программ проходил на уроках , но общее – это самостоятельная работа учеников, учитель при изучении материала выполняет роль консультанта.
Такая форма работы оказалась не под силу некоторым ученикам – два отказались, объясняя тем, что работать с классом интереснее – это подростки 6-7 класс. Ученики 3 класса успешно справились с программами, но тоже были трудности – постоянно отвлекались на работу, которая проходила в это время в классе.
Наиболее успешно справились ученики 8-11 классов, это те дети, у которых уже начала формироваться индивидуальность.
При работе над программой ученики, как правило, находятся в классе, хотя О.Г. рекомендовала для них отвести отдельную комнату, таких возможностей в школе нет.
Такая форма организации познавательной деятельности достаточно трудоемка для педагога, особенно в начале. В связи с этим возникает вопрос об оплате труда – отдельно не оплачивается, но, как правило, учитель ведущий работу по ИОП ведет курсы по выбору, факультативы, предметные кружки.




Категория: Научно-методическая работа | Добавил: filippovo (20.02.2008)
Просмотров: 1971 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход на сайт

» 
Электронный дневник
Другое дело
Объясняем.РФ





Copyright MyCorp © 2024